Вторник , Сентябрь 25 2018
Домой / Своими глазами / Эстонское Причудье – приют старообрядцев

Эстонское Причудье – приют старообрядцев

Фото: Кристина Трофимова

Порой каждому из нас хочется отключить мобильный телефон, уехать из шумного мегаполиса, предаться единению с природой и попытаться достичь внутренней гармонии с самим собой и внешним миром. Есть на Земле такие места, которые помогают ощутить безмятежность и покой, там природа и жизнь являются дополнением и продолжением друг друга. Причудье — регион Южной Эстонии близ Чудского озера, безусловно, является одним из таких уголков умиротворения. Название, на первый взгляд, пробуждает в сознании ассоциации с какими-то магическими таинствами, волшебством, стоит только произнести и вслушаться: «Причудье». Однако жизнь людей, проживающих здесь, вряд ли можно назвать сказочной. Она, скорее, наполнена нелегким трудом и попытками выжить в непростых реалиях.

Причудье — уникальное место. В конце XVII века здесь нашли приют русские старообрядцы федосеевского и поморского согласия, спасаясь от гонений в начале реформации русской православной церкви после прихода к власти патриарха Никона. Новые правила обязывали, например, креститься не двумя, а тремя пальцами, требовали изменений в обрядах и богослужебных книгах, введения многоголосия в церковном хоре, отмену погружения в воду во время крещения. Были, безусловно, и те, кто отказывались этому подчиняться и стремились сохранить обычаи и обряды, передаваемые из поколения в поколение. Таких людей стали называть раскольниками, то есть теми, кто расколол веру на старую и новую. Сами же они именовали себя староверами, а с 1905 года — старообрядцами. Инакомыслящих подвергали арестам, жестоким пыткам, даже казнили. Их дома и храмы сжигали. Часть старообрядцев в XVII веке перебралась из России на противоположный берег Чудского озера, который в то время принадлежал Швеции, обосновалась здесь и стала строить деревни. Таким образом, эти причудские земли и стали своеобразным спасительным чудом.

Середина и вторая половина XVIII века — период строительства в Причудье старообрядческих молельных домов — молелен. Однако спокойная пора продолжалась недолго, так как в первой половине XIX века, во время царствования Николая I, ожесточилась борьба со старообрядцами (в период с 1721-1918 годы Эстония входила в Российскую империю). Власть уничтожала молельни, предназначенные для общего пользования, и старалась укрепить силу православия в Причудье. Так, в 1828 году, в селе Нина (русское название — Нос), которое находится в центральном месте побережья, был открыт храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Но приверженцы старой веры по-прежнему продолжали сохранять преданность обрядам и воспитывали новые поколение согласно традициям и устоям. А богатые купцы-старообрядцы строили моленные дома на своей, частной, земле якобы для личного пользования. До сих пор эти здания для богослужения внешне ничем не отличаются от обычных жилых домов. И порой только восьмиконечный крест, установленный на молельне, выдает предназначение строения.

С хитростью подходили и к воспитанию детей. Со второй половины XIX века стали открывать подпольные «тетенькины» школы: женщины, хорошо знавшие богослужебные книги, передавали знания следующему поколению. Правда, официально детям все равно приходилось ходить в православные церковно-приходские школы. Впрочем, с тех пор изменилось немногое: сейчас по закону все дети без исключения учатся в общеобразовательных школах, Закон же Божий изучают, например, в специальных летних лагерях, а в школе деревни Колкья проводятся богослужения, преподается старославянский язык.

Мужчины-старообрядцы всегда были хорошими строителями, поэтому каждое лето они уходили из деревень на заработки, нанимаясь каменщиками, штукатурами и плотниками. В остальное время жили также за счет того, что практически круглый год ловили рыбу в водах Чудского озера и выращивали уникальный причудский лук. Считается, что привезли его в здешние края из Новгорода. Земля Причудья болотистая и абсолютно не предназначена для сельского хозяйства, но именно такая уникальность почвы помогла луку каким-то опять-таки чудесным образом прижиться. Грядки делали очень высокие — до полуметра в высоту. Только так можно было получить хороший и неповторимый урожай, который пользовался большим спросом не только в Эстонии, но и за границей.

Выращивают лук и сейчас, правда, в основном старики и уже не в таких больших объемах, как раньше.

Да и с ловлей рыбы теперь есть проблемы: рыбалка разрешена только на расстоянии 12 километров от эстонского берега и лишь два месяца в году. Лодки, ожидающие своего часа, придают здешним местам особую атмосферу и очарование.

Возрождение старообрядчества началось с 1995 года. Сегодня в Эстонии около 15 тысяч старообрядцев, которые стараются хранить многовековые традиции. Здесь до сих пор пьют чай из самовара, а вприкуску с ним подают вареный сахар собственного приготовления. Кстати, привычка пить чай в большом количестве присуща именно эстонским старообрядцам. Согласно старообрядческим правилам, пить черный чай строго запрещалось и считалось грехом, но местные объясняли эту необходимость тем, что рыба, являющаяся неотъемлемой частью рациона, вызывает непомерную жажду, а напиток помогает от нее избавиться.

1

Очень долгое время старообрядческая община была довольно закрытой (в России сохраняется эта обособленность и сейчас). У старообрядцев было заведено, что каждый в семье должен иметь собственную кружку, тарелку, ложку. Для гостей же была приготовлена отдельная посуда, которая после использования отдельно мылась, а то и вовсе выбрасывалась. Сами старообрядцы практически всегда приходили в чужой дом со своей кружкой. В некоторых домах было даже по две дверные ручки: одна — для староверов, другая — для представителей другой веры. Даже грядки каждый копал своей лопатой. Но суровые условия жизни и необходимость приспосабливаться со временем смягчили многие правила.

Отток молодого населения и острая нехватка мужчин — основные проблемы старообрядческой общины. Во многих молельных домах роль наставниц исполняют женщины, что опять же идет вопреки правилам старообрядчества. Так, в деревне Варнья службы ведет Зоя Ивановна. Ей сейчас 84 года.

Потрясающий вид на Чудское озеро открывается с колокольни молельни в Варнья.

А в молельней святителя Николы Чудотворца в деревне Раюши наставником является Иосиф, но службы проводить ему помогают женщины. Если присмотреться на фото, то на руке у Иосифа можно заметить лестовку (старообрядческие четки) — неотъемлемый атрибут, используемый во время молитвы. Лестовка — нескончаемый молитвенный круг, начало которого символизирует землю, а конец — небо. Ступеньки тоже имеют свои обозначения: первые 12 – это 12 апостолов, затем идет 38 ступеней — 38 недель, когда Пресвятая Дева Мария носила Христа, 33 ступени — 33 года жизни Спасителя, а завершающие 17 – это 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе.

К молельной одежде и атрибутам старообрядцы относятся очень серьезно и до сих пор соблюдают связанные с ними традиции. Например, женщины никогда не завязывают платок на узел, так как это символизирует Иудину удавку, а вместо этого — закалывают булавкой. О быте и укладе жизни старообрядцев можно подробно узнать в Краеведческом музее в Муствеэ и в Музее староверов в деревне Большие Кольки.

Особенное внимание уделяют старобрядцы содержанию кладбищ, вход на которые оформлен тройными каменными арками.

Деревни староверов имеют уличный или прибрежно-рядовый тип планировки, то есть все дома вплотную выстроены по обе стороны одной дороги, фасады обращены друг к другу.

Пийрисаар — один из островов Чудского озера, основное население которого — около 100 старообрядцев. Добраться сюда можно только на специальном пароме, который ходит всего 2 раза в неделю.

На «Острове староверов» (а именно так неофициально называют Пийрисаар) есть три деревни: Пийри, Тоони и Сааре. Своей молельни на острове нет. Когда-то в Сааре стоял молельный дом, построенный в 1863 году, однако несколько лет назад он сгорел. И теперь население активно ищет возможность восстановления старообрядческого храма. Зато в Тоони есть православная церковь, вот только она закрыта — из-за отсутствия прихода.

Есть на острове и старообрядческий музей. Он располагается в доме, который был построен в 1932 году и принадлежал Кириллу Алексеевичу Смирнову, наставнику Желаченской старообрядческой общины. Здесь можно найти уникальные книги, иконы, предметы одежды и быта, а также узнать о жизни и укладе старообрядцев на острове.

Довольно любопытно погулять по местным улочкам, попадая на которые, теряешь ощущение времени и пространства (все население Пийрисааре говорит на чисто русском языке).

Конечно же, и здесь не обходится без лодок и рыболовных сетей.

Фото автора

Источник

Проверьте также

Белгород – город живых музеев и завораживающих парков

Фото: Александр Горетов Увидеть и познать свою страну важно для любого уважающего себя путешественника. Я …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.