Суббота , Февраль 17 2018
Домой / Рассказы / Выходной день в Звездном городке

Выходной день в Звездном городке





Увидеть своими глазами мировой центр подготовки космонавтов хотелось давно. А здесь представилась возможность прибыть в Звездный городок на паровозе. Заманчиво совершить две экскурсии за один день: познакомиться с историей паровозов и побывать в космических лабораториях.

Паровозная прогулка

На первом пути Ярославского вокзала Москвы нас ожидал необычный состав: сияющий новой краской паровоз и два вагончика для туристов. Вообще-то для удобства совершения маневров паровозов было два. Они приковывали внимание всех пассажиров и гордо выпускали пар, готовясь к путешествию. В вагончиках уютные кресла ожидали туристов, с любопытством осматривающих исторические картинки над багажными полками. Наконец дан сигнал к отправлению, паровоз мягко трогается и за окнами мелькает пригородный пейзаж. Проводники предлагают традиционный чай, а экскурсовод увлекает историями железных дорог и паровозов. В группе много ребятишек, которые впервые знакомятся с такой техникой. Но рассказы нравятся, они с удовольствием принимают участия в викторине. Незаметно прошел час, и состав остановился на платформе Циолковская. Далее предстояла пешая прогулка, но перед этим фото на память. Туристы выстроились вдоль пути, готовясь запечатлеть движение легенды железнодорожного транспорта. На всех парах паровоз пронесся мимо множества фотокамер.

Центр подготовки космонавтов

Далее дорога пролегала через лес, осенние краски которого поднимали настроение. Глаза отыскивали грибы, сказочные пеньки, строгие ели и желтые спускающиеся ветви берез. Останавливаться было некогда, впереди нас ждал Звездный городок. За поворотом неожиданно возникла аллея из цветных мозаичных панно о космосе. В конце монументального строя, миновав пропускной пункт, группа вступила на землю центра подготовки космонавтов. Городок занимает площадь 316,8 га и насчитывает около 6000 жителей. Космонавты обосновались здесь в 1961 г. С тех пор за городком закрепилось название «Звездный», которое в 1968 г. стало официальным.

Центрифуга

На площади нас ожидал экскурсовод, и мы направились к большому круглому зданию, где находится центрифуга ЦФ-18. В центре зала, диаметром более 18 м, возведена конструкция весом 305 т. На втором этаже виднелась платформа, через которую космонавты попадают в испытательную кабину. Несколько двигателей следят за ее вращением в трех плоскостях. Главный двигатель, мощностью 27 мегаватт, находится в нижнем уровне здания. Для демонстрации испытательного цикла, моделирующего перегрузки при старте и возвращении космического корабля, нам показали уменьшенный макет кабины и фильм полной тренировки космонавта. Нагрузка на человека при тренировке составляет 2 — 8 единицы. Центрифуга имеет запас до 30 единиц, возможно, он понадобится для межгалактического полета. Поднявшись на этаж выше, мы попали в центр управления тренировками и разглядели платформу с испытательной кабиной.

Гидролаборатория

Гидролаборатория имитирует невесомость. Бассейн диаметром 23 м заполняется 40 т воды на глубину 12 м. Отработка операций проводится на затопленной МКС (Международной космической станции) и фрагментах стыковочных модулей. Космонавты тренируются в скафандрах, шлифуя приемы работы в открытом космосе: монтаж, стыковку кораблей, ликвидацию аварий. Периметр бассейна разрывают 45 иллюминаторов. Через них мы увидели космический корабль и тренировку группы аквалангистов. Захватывающее зрелище запечатлели камеры фотоаппаратов.

Планетарий

Гордостью Звездного городка является планетарий. Ученые здесь исследуют южное и северное звездное небо, а космонавты обучаются ориентироваться в звездном пространстве. Это сложная задача, так как ситуация в полете меняется постоянно, за один виток вокруг земли побываешь и в южном и в северном полушарии и на их границах. Мы увидели около 9000 звезд, располагающихся вокруг Земли на высоте 400 м. С помощью научного сотрудника попытались научиться определять созвездия обоих полушарий, наблюдая быстро меняющийся рисунок неба. После сеанса каждый мог побывать в космической кабине, где проходят тренировки и испытать ощущение звездного полета. Юным экскурсантам больше всего понравилось кресло космонавтов и пульт управления полетом.

Залы космических кораблей

Нам удалось побывать в нескольких залах с космическими кораблями. Они не являются экспонатами музея — это действующие модели, до сих пор пригодные для тренировок космонавтов. Высокие своды затянуты современными натяжными потолками синего цвета. Отражающиеся в них экспонаты создают впечатление летящих кораблей. В некоторых залах, поднявшись на второй этаж, ощущаешь величие конструкций.

Увидев полетное кресло, кабину, спускаемый аппарат корабля «Восток» понимаешь героизм полетов первых космонавтов.

Первые модули орбитальной станции «Мир» вызывают гордость за наших конструкторов, сумевших на долгие годы вперед предсказать способ построения космических станций. Станция «Мир» является примером надежной разработки. 15 лет службы троекратно превысили срок эксплуатации. Остается сожалеть о вынужденном затоплении корабля в Тихом океане. На станции проведено 23000 экспериментов, к ней было направлено 15 экспедиций, на борту работали 104 космонавта, посланников 12 стран. Станция предоставила возможность поставить множество космических рекордов.

Ей на смену пришла Международная космическая станция (неофициальное название «Альфа» не закрепилось, осталось МКС). В ее разработке принимали участие 15 государств. Пилотируемая станция полностью работает от солнечных батарей. Исследования различных областей науки ведутся в особых модулях. Станция приняла на борт 209 космонавтов и 8 космических туристов. Ее можно увидеть с земли без телескопа в виде яркой звездочки, быстро летящей на восток.

В залах космических кораблей нашлись уголки для музейных экспонатов: фотографий, личных вещей космонавтов, уменьшенных макетов космических станций.

Четырех часовая экскурсия по Звездному городку завершилась. Она заинтересовала туристов всех возрастов. Нам снова предстояла лесная прогулка до железнодорожной станции. Паровоз не заставил себя ждать. Снова традиционный согревающий чай под стук колес. Рассказ экскурсовода о космических предприятиях, встречающихся на пути следования, плавно перетек в удивительные истории о железнодорожном государстве. Мы проехали пневматическую почту, узнали об особом телеграфе и интернете, удивились новым планам железнодорожников. Паровоз пришел на ту же платформу, с которой начинается путь по легендарной транссибирской магистрали, на нулевом километре которого на Ярославском вокзале установлен монумент.

Мы не ошиблись в выборе экскурсии. Размеренное и познавательное путешествие зарядило позитивной энергией всех участников.

Шевченко Н.А.

 

Источник

Проверьте также

Неожиданные места России

Читатель поделился интересной ссылкой — в мире есть всякие раскрученные туристические места, узнаваемость которых гарантирована. …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.