Среда , Ноябрь 21 2018
Домой / Своими глазами / Заводной туризм: как попасть на предприятия и зачем это нужно

Заводной туризм: как попасть на предприятия и зачем это нужно

Фото: Анастасия Обуденкова

Производственное закулисье – сюда пока может попасть не каждый. Например, увидеть, какой путь проходит молоко перед тем, как отправится в магазин. Или узнать, что происходит с вагонами метро в депо. Или даже оказаться на производстве космических двигателей.

В туризме есть целое направление, которое не просто отвечает на все эти вопросы, но и заводит в такие места, куда попасть можно только по пропускам, — это промышленный туризм. На днях в Самаре прошел всероссийский форум «Ночи над Волгой», где подробно разобрали, какие тренды в промышленном туризме существуют сейчас, кому и зачем все это нужно.

Зал Самарского государственного технического университета полон студентов – сюда приехали ребята из разных городов России, чтобы на практике ощутить, что такое промышленный туризм, и научиться рассказывать о нем другим. В программе форума более 15 различных экскурсий по самарским предприятиям, начиная от молочного комбината и заканчивая производством ракет: Жигулевский пивоваренный завод,  Самарские коммунальные системы, Молочный комбинат DANONE «Самаралакто», Самарский Стройфарфор, предприятие по разработке ракетных двигателей «Кузнецов» и другие. И все это за три дня – с 29 по 31 октября – вместе с лекциями и воркшопами.

— Промышленный туризм направлен в первую очередь на молодежь. И мы собрали в одном месте всех, кто интересуется этой темой, хочет ее развивать по своим регионам и делать это направление более популярным и доступным, — делится организатор фестиваля «Ночи над Волгой», директор АНО «Центр молодежного туризма» Вадим Кокорев.

Все участники разбились на пять направлений: «Текст», «Фото», «Видео», «Координаторы» и «Перфоманс», и отправлялись на предприятия с конкретными задачами – писать, снимать, фотографировать, — рассказывать о таком необычном виде досуга и продвигать его в массы. Ведь пока промышленный туризм — это довольно узкая сфера, и у многих даже мысли не возникает, что в свой выходной можно отправиться на завод и получить при этом очень яркие впечатления.

— Основная аудитория промышленного туризма – это школьники 8-9 классов. Для них это возможность познакомиться с будущей профессией, а потом прийти на предприятие работать, так что заводы заинтересованы в таких экскурсиях и 90% всех программ ориентированы именно на старшеклассников, — делится управляющий MICE Market Сергей Рыжков. Также, по словам эксперта, охотно пускают к себе на производство представители пищевой промышленности – для них это возможность продвижения своего продукта, а дегустации в конце экскурсии вполне окупаются тем, что туристы начинают гораздо чаще выбирать эти товары в магазине.

— Для бизнеса промышленный туризм довольно выгоден и дает ряд возможностей: формирование позитивного отношения к бренду, управление лояльностью, имидж, — делится директор по маркетингу Domina Group в России Наталия Белякова. То есть в таких экскурсиях на заводы заинтересованы как туристы, так и сами заводы. Правда, не все пока представляют, что нужно туристу и как ярко рассказывать о производстве. Да и не на каждом предприятии присутствует зрелищность, возможность увидеть сам процесс и сделать красивые кадры. Но даже в этом случае всегда найдется выход.

Например, на молочном комбинате вы не увидите молочных рек, больших котлов с молоком или коров – все молоко приезжает с соседних ферм в фургонах и доставляется по специальным трубам. Однако сотрудники придумали, как сделать посещение завода интересным, и показывают туристам лаборатории. Здесь можно узнать, как получаются новые вкусы, в чем польза молочных продуктов и все ли молоко подходит для производства. Есть даже специальный милкоскан, напоминающий сканер, – он анализирует состав молока и дает полную характеристику продукту. Но для обычной проверки достаточно и простой на вид полоски, напоминающий тест на беременность, только положительный результат здесь – это пять полосок, а не две. Большее или меньшее количество указывает на какие-то проблемы, и такое молоко бракуется и не отправляется на производство.

Молочную продукцию на комбинате можно увидеть уже в бутылках при расклейке этикеток. До этого весь процесс скрывается в трубах – это нужно, чтобы избежать любого контакта с воздухом и увеличить срок хранения молока. В результате такие бутылочки легко могут храниться около 10 суток. И еще один день плюсуется автоматически, так как на продуктах всегда указывается завтрашнее число.

Перед тем, как попасть на производство, экскурсантам рассказывают истории о молоке. Например, ученый Илья Ильич Мечников считал, что йогурт и содержащаяся в нем болгарская палочка может стать лекарством от старения и кисломолочные продукты могут увеличить продолжительность жизни до 100-120 лет.

 — Предприятий, готовых показать «закулисье производства», пока не очень много, между тем, экскурсионные проекты — это профориентация для школьников и наиболее простой путь продвижения компании как потенциального работодателя, это отличный GR-проект инвестиционной привлекательности территории, — делится менеджер по связям с общественностью и внутренним коммуникациям АО «Данон Россия» Татьяна Голуб.

Среди предприятий, участвующих в форуме «Ночи над Волгой», были и те, которые чуть ли не впервые принимают группы и только-только осваивают промышленный туризм. Так, например, для самарского электродепо, куда уезжают вагоны метро после конечной станции, такая экскурсия стала третьей в истории предприятия.

Метро в Самаре появилось в 1987 году. Составы здесь в два раза короче, чем в Москве – четыре вагона вместо восьми. И за сутки каждый поезд обязательно заходит в депо для проверки, уборки и осмотра. Несколько человек методично простукивают каждую деталь – если вдруг обнаружится какая-то неисправность, поезд тут же снимают с работы и переводят в соседний ремонтный цех.

За всей этой работой стоит около 230-240 человек. Есть и те, кто работает с самого основания метро и помнит запуск первого состава. Александр Федорович Суриков пришел помощником машиниста, а сейчас работает мастером:

— Нас было тогда 40 человек, мы пришли с железной дороги и до сих пор считаем себя железнодорожниками и не признаем праздник, к которому нас все хотят отнести – день пассажирского транспорта или день шофера. Ну, какие мы шоферы?

В помещении доносится запах креозота – этим веществом пропитывают шпалы, так пахнет железная дорога, поезда, долгие ночи в плацкартном вагоне и путешествия. Тут же, на полках с железными и массивными двигателями соседствуют цветы. Их настолько много, что кажется, будто попадаешь в кабинет биологии или школьный живой уголок. И такую картинку вряд ли представишь себе, пока не окажешься на предприятии, не пообщаешься с людьми, которые там работают, не вдохнешь пропитанный креозотом воздух.

Промышленный туризм – это настоящее погружение в закрытое от посторонних глаз пространство, которое видят единицы – производственное закулисье. И хотя пока не так много предприятий готовы принимать у себя экскурсантов, тема становится все более популярной и все больше человек выбирает экскурсию на завод. Чтобы сделать этот процесс удобным и быстрым, эксперты форума предложили составить карту предприятий промышленного туризма. Пока идея состоит в том, чтобы запустить это в пяти регионах, наиболее заинтересованных в развитии данного направления. Но в будущем, возможно, каждый город сможет похвастаться своей базой предприятий, куда можно прийти на экскурсию и изнутри увидеть производственное закулисье.

Анастасия Обуденкова

Фото автора

Источник

Проверьте также

Белград и вокруг да около: сербские зарисовки

Фото: Николай Непомнящий Если Сербия – это преддверье Балкан, то Белград по праву – открытые …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.